Б 1.5 (март 2021 г.) Эксплуатация производств минеральных удобрений

© Ответы и ссылки на НТД подготовлены командой Testsmart. Тема включает в себя 100 вопросов.

Б 1.5 (март 2021 г.)

300.00 руб.
В корзину

Пример билета

Билет 1

Вопрос:

1-1. Что необходимо предпринять организации, эксплуатирующей химически опасный производственный объект, в целях приведения его в соответствие с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»?
А) Провести комплексное обследование фактического состояния химически опасного производственного объекта и разработать комплекс компенсационных мер по безопасной эксплуатации.
Б) Провести экспертизу промышленной безопасности.
В) Провести реконструкцию химически опасного производственного объекта.
Г) Немедленно сообщить в Ростехнадзор о выявленных в рамках проведения производственного контроля несоответствиях Правилам.
Комментарии:

ФНП N 559 п. 5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния ХОПО, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности (в случае, предусмотренном требованиями статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ). Для реализации компенсационных мер вносят необходимые изменения в документацию на ХОПО.

Результаты анализа риска аварий на ХОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ХОПО должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности ХОПО и в обоснование безопасности ХОПО.

Необходимость разработки декларации промышленной безопасности конкретного ХОПО определяют в соответствии с требованиями статьи 14 и приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

Вопрос:

2-1. В каком документе указываются регламентированные параметры технологического процесса?
А) В техническом регламенте.
Б) В технологическом регламенте.
В) В проектной документации.
Г) В руководствах по безопасности.
Комментарии:

ФНП N 559 п. п. 10. Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологическом регламенте на производство продукции.

Исходные данные на разработку документации на ХОПО разрабатывают научно-исследовательские организации или организации, специализирующиеся в соответствующей области.

Вопрос:

3-1. Для чего следует разрабатывать технологический регламент?
А) Для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества.
Б) Для подготовки проектной документации.
В) Для подготовки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Комментарии:

ФНП 631  п.5. Технологический регламент разрабатывается для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества. 

Информация и данные, приводимые в технологических регламентах, могут быть использованы при разработке документации по осуществлению эксплуатирующей организацией производственного контроля, разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также деклараций промышленной безопасности.

Вопрос:

4-1. Какие существуют типы технологических регламентов в зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ?
А) Постоянные, временные и разовые лабораторные.
Б) Периодически пересматриваемые.
В) Входящие в состав проектной документации или пусковые.
Комментарии:

Приказ 631 п.6. В зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов:

постоянные;

временные (пусковые);

разовые лабораторные (пусковые записки, производственные методики).

Вопрос:

5-1. Как производится описание технологической схемы в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»?
А) По стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта.
Б) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование.
В) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование и кончая отгрузкой готового продукта.
Комментарии:

Приказ 631 п.18. Описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта. В описании указываются:

основные технологические параметры процесса, при этом особо выделяются параметры, влияющие на обеспечение качества продукции и безопасность процесса;

используемое основное оборудование;

системы регулирования, сигнализаций и блокировок технологических параметров;

ссылки на чертеж технологической схемы, включенной в состав регламента.

В случае если на подготовку сырья имеется специальный регламент (рецептура), то при описании технологической схемы делается на них ссылка.

Вопрос:

6-1. Что необходимо указывать в описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»?
А) Степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса.
Б) Степень разделения сред, меры взрывобезопасности, показатели пожароопасности и токсичности.
В) Показатели взрывопожароопасности, а также токсичные свойства всех веществ, участвующих в процессе на всех стадиях.
Комментарии:

Приказ 631 п.19. В описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) необходимо указывать степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса.

Вопрос:

7-1. На основе каких данных составляется материальный баланс для действующих производств?
А) Материальный баланс для действующих производств составляется по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента.
Б) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта.
В) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта с учетом внесенных в проект изменений, включения или исключения дополнительных операций или стадий.
Комментарии:

Приказ 631  п.31. Материальный баланс для новых производств составляется по данным проекта. Для действующих - по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента.

Пересматривается материальный баланс только в случае включения в технологический процесс или исключения из него дополнительных операций или стадий.

Вопрос:

8-1. Что не оказывает непосредственного влияния на химическую безопасность химико-технологического процесса?
А) Рациональный подбор взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов.
Б) Применение компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси.
В) Наличие средств индивидуальной защиты у персонала, обслуживающего технологические установки.
Г) Нарушение энергообеспечения.
Комментарии:

ФНП № 559 п. 10. Условия химической безопасности проведения отдельного химико-технологического процесса или его стадий обеспечивают:

рациональным подбором взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов (устанавливается в исходных данных); 

выбором рациональных режимов дозирования компонентов, предотвращением возможности отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования химически опасных концентраций в системе (устанавливают в технической документации на ХОПО); 

введением в технологическую среду исходя из физико-химических условий процесса дополнительных веществ: инертных разбавителей-флегматизаторов, веществ, приводящих к образованию инертных разбавителей или препятствующих образованию химически опасных смесей (устанавливают в исходных данных); 

рациональным выбором гидродинамических характеристик процесса (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока) и теплообменных характеристик (теплового напора, коэффициента теплопередачи, поверхности теплообмена), а также геометрических параметров аппаратов (устанавливают в исходных данных и технической документации на ХОПО); 

применением компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси (устанавливают в исходных данных); 

выбором значений параметров состояния технологической среды (состава, давления, температуры), снижающих ее химическую опасность (устанавливают в исходных данных); 

надежным энергообеспечением (устанавливают в технической документации на ХОПО).

Вопрос:

9-1. В течение какого времени средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств противоаварийной защиты?
А) В течение 24 часов.
Б) В течение 8 часов.
В) Время устанавливается в проектной документации.
Г) В течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации.
Комментарии:

Приказ 559  п.14. Энергетическая устойчивость химико-технологической системы ХОПО обеспечивается выбором рациональной схемы энергоснабжения, количеством источников электропитания (основных и резервных), их надежностью и должна обеспечивать безаварийный останов технологического процесса ХОПО при возникновении сбоев или аварий в системе энергоснабжения. 

Параметры, характеризующие энергоустойчивость химико-технологического процесса, средства и методы обеспечения этой устойчивости определяют при разработке документации на ХОПО и устанавливаются в технологическом регламенте на производство продукции.

Средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств ПАЗ в течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации.

Вопрос:

10-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах I и II классов опасности?
А) С автоматическим управлением - не более 12 секунд.
Б) С автоматическим управлением - не более 120 секунд.
В) С автоматическим управлением - не более 300 секунд.
Г) С автоматическим управлением - время срабатывания устанавливается разработчиком проекта.
Комментарии:

ФНП N 559 п. 18. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры:

на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с;

на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с;

на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.

Вопрос:

11-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах III класса опасности?
А) Не менее 12 секунд.
Б) Не более 120 секунд.
В) Не менее 300 секунд.
Г) Не менее 240 секунд.
Комментарии:

ФНП N 559 п. 17. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры:

на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с;

на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с;

на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары.

Вопрос:

12-1. Куда следует направлять сбрасываемые химически опасные вещества?
А) На факельную установку.
Б) В специальные контейнеры.
В) В закрытые системы для дальнейшей утилизации.
Г) Место направления сбрасываемых химических веществ устанавливается разработчиком проекта.
Комментарии:

ФНП N 559 п. 21. Сбрасываемые химически опасные вещества следует направлять в закрытые системы для дальнейшей утилизации.

Вопрос:

13-1. В каком документе организация, эксплуатирующая химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, должна предусматривать действия персонала по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий?
А) В Плане по локализации аварийных ситуаций.
Б) В Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
В) В Положении о производственном контроле.
Г) В технологическом регламенте.
Комментарии:

ФНП N 559 п. 26. Для ХОПО I, II и III класса опасности с учетом химико-технологических особенностей организация разрабатывает и утверждает план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - планы мероприятий), в котором предусматривают действия персонала по предупреждению аварий, а в случае их возникновения - по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом.

Вопрос:

14-1. В каких целях разрабатываются планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
А) В целях регламентации действий персонала при возникновении аварии.
Б) В целях регламентации действий подразделений муниципальной пожарной охраны при возникновении аварии.
В) В целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.
Г) В целях обеспечения соответствия объекта требованиям промышленной безопасности.
Комментарии:

ФНП N 730 п. 2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

Вопрос:

15-1. Из каких разделов состоит План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
А) Из общих разделов.
Б) Из разделов, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В) Из общих и специальных разделов.
Г) Из специальных разделов.
Комментарии:

ФНП N 730 п. 11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

Вопрос:

16-1. Какие устанавливаются уровни для стадий развития аварии?
А) "А", "Б" и "В".
Б) "А", "Б", "В" и "Г".
В) Только "А" и "Б".
Г) "А", "Б", "В", "Г" и "Д".
Комментарии:

Приказ N 781 п.  2.2.6.3. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из: 

анализа произошедших аварий; 

свойств обращающихся опасных веществ; 

аппаратурного оформления и компоновочных решений блока; 

технологических параметров процесса; 

места возникновения аварии (помещение или открытое пространство). 

Краткое описание сценария включает в себя: наименование аварии, стадии ее развития, воздействие поражающих факторов на персонал, оборудование, здания и сооружения, окружающую среду (рекомендуемый образец краткого описания сценариев аварий приведен в Приложении №9  к настоящим Рекомендациям). 

Каждая авария может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть локализована или перейти на более высокий уровень (с большей степенью действия поражающих факторов). 

Для каждой стадии развития аварии устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В"). 

Вопрос:

17-1. Чем характеризуется авария уровня "Б"?
А) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ населённого пункта.
Б) Характеризуется ее развитием в пределах одного опасного производственного объекта или его составляющей.
В) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия.
Г) Характеризуется ее выходом за пределы опасного производственного объекта или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия.
Комментарии:

Приказ  N 781 п.  2.2.6.3.На уровне "А" авария характеризуется ее развитием в пределах одного ОПО или его составляющей.

На уровне "Б" авария характеризуется ее выходом за пределы ОПО или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия.

На уровне "В" авария характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия. Аварии уровня "В" в оперативной части ПЛА не рассматриваются.

Вопрос:

18-1. В каких случаях производится внеочередная проверка знаний Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах?
А) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Б) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, при переводе работников организации на другое рабочее место в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
В) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
Г) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при переводе работников организации на другое рабочее место и по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.
Комментарии:

Приказ N 781 п.  9.7. Внеочередная проверка знаний ПЛА предусматривается при внесении изменений в ПЛА, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора.

Вопрос:

19-1. Куда передается оперативное сообщение об аварии или инциденте?
А)В страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте.
Б)В соответствующий орган прокуратуры.
В) В территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.).
Г) В вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых), а также в профсоюзную организацию.
Д) В орган местного самоуправления и в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации.
Е) Во все перечисленные организации.
Комментарии:

Приказ N 480 п. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: 

1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку, в:

территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); 

вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); 

орган местного самоуправления; 

государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; 

профсоюзную организацию; 

страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте; 

соответствующий орган прокуратуры;

Вопрос:

20-1. В течение какого срока должен быть составлен акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах?
А) 10 рабочих дней.
Б) 15 рабочих дней.
В) 20 рабочих дней.
Г) 30 рабочих дней.
Комментарии:

Приказ № 480 п.14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка.

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313)

Билет 1

Билет № 1 Б 1.5 (март 2021 г.) Эксплуатация производств минеральных удобрений

Комментарии