Вопрос: 1. На какие опасные производственные объекты не распространяются Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов? |
А) На объекты хранения нефтепродуктов с упругостью паров выше 93,3 кПа. |
Б) На объекты, предназначенные для приема и выдачи нефти и нефтепродуктов. |
В) На наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. |
Г) На товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений. |
Комментарии: Приказ 461 п.1.2. Правила распространяются на опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов. Опасные производственные объекты складов нефти и нефтепродуктов включают в себя комплекс зданий, резервуаров и других сооружений, предназначенных для приема, хранения и выдачи нефти и нефтепродуктов. К опасным производственным объектам складов нефти и нефтепродуктов относятся нефтебазы, резервуарные парки и наливные станции магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, товарно-сырьевые парки центральных пунктов сбора нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих производств, а также склады нефтепродуктов, входящие в состав промышленных предприятий и организаций. 1.3. Правила не распространяются на опасные производственные объекты хранения нефтепродуктов, имеющих упругость паров выше 93,3 кПа (сжиженные углеводородные газы, сжиженный природный газ, широкая фракция легких углеводородов). |
Вопрос: 2. Что из нижеперечисленного не входит в обустройство узла подключения концевых задвижек отводов к технологическим трубопроводам потребителя? |
А) Манометры, приборы учета и контроля качества нефтепродуктов. |
Б) Специально оборудованные сливоналивные устройства. |
В) Система канализации с емкостью для слива отбираемых проб. |
Г) Камера отбора проб с пробоотборником. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.1.4. Узел подключения концевых задвижек отводов к технологическим трубопроводам потребителя должен быть огражден и обустроен: двумя стальными отсекающими задвижками на отводе; камерой отбора проб с пробоотборником; системой канализации с емкостью для слива отбираемых проб; манометрами, приборами учета и контроля качества нефтепродуктов. |
Вопрос: 3. В каких документах должны быть обоснованы технические решения по герметизации налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны? |
А) В проектной документации. |
Б) В производственной инструкции по наливу нефти и нефтепродуктов. |
В) В нормативных правовых актах в области охраны труда. |
Г) В нормативных правовых актах в области промышленной безопасности. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.2.5. Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. При наливе светлых нефтепродуктов следует предусматривать герметизацию налива с отводом паров в газосборную систему и (или) на установки регенерации и улавливания паров. Технические решения по герметизации налива обосновываются в проектной документации. |
Вопрос: 4. Какие нефтепродукты допускается сливать через герметичные верхние сливные устройства? |
А) Высоковязские нефтепродукты. |
Б) Авиационное топливо. |
В) Светлые нефтепродукты. |
Г) Нефтепродукты с низкой вязкостью. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.2.6. Налив светлых нефтепродуктов, производимый через одно и то же наливное устройство, должен осуществляться с обеспечением мер, исключающих смешение продуктов. Для авиационных топлив при их отпуске потребителю следует предусматривать отдельные наливные устройства. Сливоналивные железнодорожные эстакады для нефтепродуктов (за исключением мазута, гудрона, битума и других подобных высоковязких нефтепродуктов) должны быть оборудованы устройствами нижнего герметизированного слива. Допускается слив светлых нефтепродуктов через герметичные верхние сливные устройства. Слив авиационных топлив должен производиться через нижние сливные устройства в отдельные резервуары для последующего отстаивания и удаления из них свободной (подтоварной) воды. |
Вопрос: 5. Какой длины должно быть наливное устройство во избежание налива нефти и нефтепродуктов свободно падающей струей? |
А) Должно быть такой длины, чтобы расстояние от его конца до нижней образующей цистерны не превышало 200 мм. |
Б) Должно быть такой длины, чтобы расстояние от его конца до нижней образующей цистерны не превышало 300 мм. |
В) Должно быть такой длины, чтобы расстояние от его конца до нижней образующей цистерны не превышало 500 мм. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.2.26. Налив нефти и светлых нефтепродуктов свободно падающей струей не допускается. Наливное устройство должно быть такой длины, чтобы расстояние от начала струи истечения до нижней образующей внутри цистерны не превышало 200 мм. |
Вопрос: 6. При каком уровне загазованности воздушной среды должен автоматически прекращаться слив и налив нефти и светлых нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных эстакадах? |
А) 20 % объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени. |
Б) 30 % объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени. |
В) 50 % объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.2.27. На сливоналивных железнодорожных эстакадах, предназначенных для слива-налива нефти и светлых нефтепродуктов, должны быть установлены датчики загазованности согласно требованиям нормативных правовых актов в области промышленной безопасности. Слив и налив должен автоматически прекращаться при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени (далее - НКПРП). Установка датчиков загазованности обосновывается в проектной документации в соответствии с техническими характеристиками приборов, указанных в паспортах организации-изготовителя. |
Вопрос: 7. При каких условиях допускается налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны с применением гибких шлангов? |
А) При разработке обоснования безопасности и реализации компенсирующих мероприятий. |
Б) При обосновании в проектной документации. |
В) При величине допустимого риска меньше, чем 10-6. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.3.6. Налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. Допускается применение гибких шлангов для налива при обосновании в проектной документации. Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 мм. |
Вопрос: 8. При каком минимальном превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадках сливоналивных станций и пунктов слива-налива должны быть установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей? |
А) При превышении концентрации паров более 20 %. |
Б) При превышении концентрации паров более 30 %. |
В) При превышении концентрации паров более 50 %. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.3.15. При превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадках сливоналивных станций и пунктов слива-налива более 20% объемных от НКПРП должны быть установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей. |
Вопрос: 9. В соответствии с какими нормами и требованиями должны быть обустроены сливоналивные причалы для осуществления операций с нефтью и нефтепродуктами? |
А) В соответствии с нормами технологического проектирования морских и речных портов и требованиями законодательства в области промышленной безопасности. |
Б) В соответствии с требованиями градостроительного законодательства. |
В) В соответствии с нормами морского регистра и требованиями законодательства по перевозке опасных грузов. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.4.1. Сливоналивные причалы для осуществления операций с нефтью и нефтепродуктами должны быть обустроены в соответствии с нормами технологического проектирования морских и речных портов и требованиями законодательства в области промышленной безопасности. |
Вопрос: 10. Какие из мер, направленных на недопущение гидравлического удара при перекачке нефтепродуктов из берегового трубопровода в танкер, указаны неверно? |
А) Регулирование линейной скорости потока, то есть интенсивности перекачки продукта, до величины, смягчающей воздействие гидравлического удара. |
Б) Уменьшение времени закрытия регулирующего клапана. |
В) Использование систем сброса давления в уравнительные резервуары для снижения воздействия возможного гидравлического удара. |
Комментарии: Приказ 461 п. 2.4.9. Береговой трубопровод в районе причала должен быть оборудован системами сброса давления в уравнительные резервуары для снижения воздействия возможного гидравлического удара. Для недопущения гидравлического удара следует предусматривать следующие меры: регулирование линейной скорости потока, то есть интенсивности перекачки продукта, до величины, смягчающей воздействие гидравлического удара; увеличение времени закрытия регулирующего клапана; использование систем сброса давления в уравнительные резервуары для снижения воздействия возможного гидравлического удара. |
Экзаменационные билеты (тесты) по блоку Б.1 «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности» новая область аттестации:
Нормативно-техническая литература - приложение к приказу РТН от 13 октября 2017 г.
• приказ Ростехнадзора от 7 ноября 2016 № 461 г. "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов". Зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2016 г., регистрационный № 44503