| Вопрос: 1-1. Что необходимо предпринять организации, эксплуатирующей химически опасный производственный объект, в целях приведения его в соответствие с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»? |
| А) Провести комплексное обследование фактического состояния химически опасного производственного объекта и разработать комплекс компенсационных мер по безопасной эксплуатации. |
| Б) Провести экспертизу промышленной безопасности. |
| В) Провести реконструкцию химически опасного производственного объекта. |
| Г) Немедленно сообщить в Ростехнадзор о выявленных в рамках проведения производственного контроля несоответствиях Правилам. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. 5. В целях приведения ХОПО в соответствие с требованиями настоящих Правил и других нормативных правовых актов в области промышленной безопасности эксплуатирующая организация проводит комплексное обследование фактического состояния ХОПО, разрабатывает комплекс компенсационных мер по дальнейшей безопасной эксплуатации таких объектов, включая обоснование их безопасности (в случае, предусмотренном требованиями статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ). Для реализации компенсационных мер вносят необходимые изменения в документацию на ХОПО. Результаты анализа риска аварий на ХОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ХОПО должны быть внесены в декларацию промышленной безопасности ХОПО и в обоснование безопасности ХОПО. Необходимость разработки декларации промышленной безопасности конкретного ХОПО определяют в соответствии с требованиями статьи 14 и приложения 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ. |
| Вопрос: 2-1. В каком документе указываются регламентированные параметры технологического процесса? |
| А) В техническом регламенте. |
| Б) В технологическом регламенте. |
| В) В проектной документации. |
| Г) В руководствах по безопасности. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. п. 10. Способы и средства, исключающие выход параметров за установленные пределы, устанавливают в исходных данных на разработку документации ХОПО и указывают в технологическом регламенте на производство продукции. Исходные данные на разработку документации на ХОПО разрабатывают научно-исследовательские организации или организации, специализирующиеся в соответствующей области. |
| Вопрос: 3-1. Для чего следует разрабатывать технологический регламент? |
| А) Для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества. |
| Б) Для подготовки проектной документации. |
| В) Для подготовки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. |
| Комментарии: ФНП 631 п.5. Технологический регламент разрабатывается для технологического процесса производства определенных видов продуктов (или полупродуктов) заданного качества. Информация и данные, приводимые в технологических регламентах, могут быть использованы при разработке документации по осуществлению эксплуатирующей организацией производственного контроля, разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, а также деклараций промышленной безопасности. |
| Вопрос: 4-1. Какие существуют типы технологических регламентов в зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ? |
| А) Постоянные, временные и разовые лабораторные. |
| Б) Периодически пересматриваемые. |
| В) Входящие в состав проектной документации или пусковые. |
| Комментарии: Приказ 631 п.6. В зависимости от степени освоенности производств и целей осуществляемых работ предусматриваются следующие типы технологических регламентов: постоянные; временные (пусковые); разовые лабораторные (пусковые записки, производственные методики). |
| Вопрос: 5-1. Как производится описание технологической схемы в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»? |
| А) По стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта. |
| Б) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование. |
| В) По стадиям технологического процесса, начиная с загрузки сырья в технологическое оборудование и кончая отгрузкой готового продукта. |
| Комментарии: Приказ 631 п.18. Описание технологической схемы производится по стадиям технологического процесса, начиная с поступления и подготовки сырья и кончая отгрузкой готового продукта. В описании указываются: основные технологические параметры процесса, при этом особо выделяются параметры, влияющие на обеспечение качества продукции и безопасность процесса; используемое основное оборудование; системы регулирования, сигнализаций и блокировок технологических параметров; ссылки на чертеж технологической схемы, включенной в состав регламента. В случае если на подготовку сырья имеется специальный регламент (рецептура), то при описании технологической схемы делается на них ссылка. |
| Вопрос: 6-1. Что необходимо указывать в описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) в разделе «Описание химико-технологического процесса и схемы»? |
| А) Степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса. |
| Б) Степень разделения сред, меры взрывобезопасности, показатели пожароопасности и токсичности. |
| В) Показатели взрывопожароопасности, а также токсичные свойства всех веществ, участвующих в процессе на всех стадиях. |
| Комментарии: Приказ 631 п.19. В описании процессов разделения химических продуктов (горючих или их смесей с негорючими) необходимо указывать степень разделения сред и меры взрывобезопасности, предотвращающие образование взрывоопасных смесей на всех стадиях процесса. |
| Вопрос: 7-1. На основе каких данных составляется материальный баланс для действующих производств? |
| А) Материальный баланс для действующих производств составляется по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента. |
| Б) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта. |
| В) Материальный баланс для действующих производств составляется по данным проекта с учетом внесенных в проект изменений, включения или исключения дополнительных операций или стадий. |
| Комментарии: Приказ 631 п.31. Материальный баланс для новых производств составляется по данным проекта. Для действующих - по достигнутым показателям работы производств в последний год перед составлением технологического регламента. Пересматривается материальный баланс только в случае включения в технологический процесс или исключения из него дополнительных операций или стадий. |
| Вопрос: 8-1. Что не оказывает непосредственного влияния на химическую безопасность химико-технологического процесса? |
| А) Рациональный подбор взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов. |
| Б) Применение компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси. |
| В) Наличие средств индивидуальной защиты у персонала, обслуживающего технологические установки. |
| Г) Нарушение энергообеспечения. |
| Комментарии: ФНП № 559 п. 10. Условия химической безопасности проведения отдельного химико-технологического процесса или его стадий обеспечивают: рациональным подбором взаимодействующих компонентов исходя из условия максимального снижения или исключения образования химически опасных смесей или продуктов (устанавливается в исходных данных); выбором рациональных режимов дозирования компонентов, предотвращением возможности отклонения их соотношений от регламентированных значений и образования химически опасных концентраций в системе (устанавливают в технической документации на ХОПО); введением в технологическую среду исходя из физико-химических условий процесса дополнительных веществ: инертных разбавителей-флегматизаторов, веществ, приводящих к образованию инертных разбавителей или препятствующих образованию химически опасных смесей (устанавливают в исходных данных); рациональным выбором гидродинамических характеристик процесса (способов и режима перемещения среды и смешения компонентов, напора и скорости потока) и теплообменных характеристик (теплового напора, коэффициента теплопередачи, поверхности теплообмена), а также геометрических параметров аппаратов (устанавливают в исходных данных и технической документации на ХОПО); применением компонентов в фазовом состоянии, затрудняющем или исключающем образование химически опасной смеси (устанавливают в исходных данных); выбором значений параметров состояния технологической среды (состава, давления, температуры), снижающих ее химическую опасность (устанавливают в исходных данных); надежным энергообеспечением (устанавливают в технической документации на ХОПО). |
| Вопрос: 9-1. В течение какого времени средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств противоаварийной защиты? |
| А) В течение 24 часов. |
| Б) В течение 8 часов. |
| В) Время устанавливается в проектной документации. |
| Г) В течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации. |
| Комментарии: Приказ 559 п.14. Энергетическая устойчивость химико-технологической системы ХОПО обеспечивается выбором рациональной схемы энергоснабжения, количеством источников электропитания (основных и резервных), их надежностью и должна обеспечивать безаварийный останов технологического процесса ХОПО при возникновении сбоев или аварий в системе энергоснабжения. Параметры, характеризующие энергоустойчивость химико-технологического процесса, средства и методы обеспечения этой устойчивости определяют при разработке документации на ХОПО и устанавливаются в технологическом регламенте на производство продукции. Средства обеспечения энергоустойчивости химико-технологической системы должны обеспечить способность функционирования средств ПАЗ в течение времени, достаточного для исключения опасной ситуации. |
| Вопрос: 10-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах I и II классов опасности? |
| А) С автоматическим управлением - не более 12 секунд. |
| Б) С автоматическим управлением - не более 120 секунд. |
| В) С автоматическим управлением - не более 300 секунд. |
| Г) С автоматическим управлением - время срабатывания устанавливается разработчиком проекта. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. 18. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры: на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с; на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с; на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары. |
| Вопрос: 11-1. Какой должна быть скорость срабатывания автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств на объектах III класса опасности? |
| А) Не менее 12 секунд. |
| Б) Не более 120 секунд. |
| В) Не менее 300 секунд. |
| Г) Не менее 240 секунд. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. 17. Для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ ХОПО (установок, блоков) при аварийной разгерметизации системы в технологических блоках, связанных с получением, использованием, перерабатыванием, образованием химически опасных веществ, необходимо предусматривать следующие меры: на объектах I и II класса опасности - установка автоматических быстродействующих запорных и (или) отсекающих устройств со временем срабатывания не более 12 с; на объектах III класса опасности - установка запорных и (или) отсекающих устройств с дистанционным управлением и временем срабатывания не более 120 с; на объектах IV класса опасности - установка запорных устройств с ручным приводом, при этом следует предусматривать минимальное время приведения их в действие за счет рационального размещения (максимально допустимого приближения к рабочему месту оператора), но не более 300 с. При этом должны быть обеспечены условия безопасного отсечения потоков и исключены гидравлические удары. |
| Вопрос: 12-1. Куда следует направлять сбрасываемые химически опасные вещества? |
| А) На факельную установку. |
| Б) В специальные контейнеры. |
| В) В закрытые системы для дальнейшей утилизации. |
| Г) Место направления сбрасываемых химических веществ устанавливается разработчиком проекта. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. 21. Сбрасываемые химически опасные вещества следует направлять в закрытые системы для дальнейшей утилизации. |
| Вопрос: 13-1. В каком документе организация, эксплуатирующая химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, должна предусматривать действия персонала по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий? |
| А) В Плане по локализации аварийных ситуаций. |
| Б) В Плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. |
| В) В Положении о производственном контроле. |
| Г) В технологическом регламенте. |
| Комментарии: ФНП N 559 п. 26. Для ХОПО I, II и III класса опасности с учетом химико-технологических особенностей организация разрабатывает и утверждает план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - планы мероприятий), в котором предусматривают действия персонала по предупреждению аварий, а в случае их возникновения - по локализации и максимальному снижению тяжести последствий, а также технические системы и средства, используемые при этом. |
| Вопрос: 14-1. В каких целях разрабатываются планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах? |
| А) В целях регламентации действий персонала при возникновении аварии. |
| Б) В целях регламентации действий подразделений муниципальной пожарной охраны при возникновении аварии. |
| В) В целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. |
| Г) В целях обеспечения соответствия объекта требованиям промышленной безопасности. |
| Комментарии: ФНП N 730 п. 2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. |
| Вопрос: 15-1. Из каких разделов состоит План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах? |
| А) Из общих разделов. |
| Б) Из разделов, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. |
| В) Из общих и специальных разделов. |
| Г) Из специальных разделов. |
| Комментарии: ФНП N 730 п. 11. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов. |
| Вопрос: 16-1. Какие устанавливаются уровни для стадий развития аварии? |
| А) "А", "Б" и "В". |
| Б) "А", "Б", "В" и "Г". |
| В) Только "А" и "Б". |
| Г) "А", "Б", "В", "Г" и "Д". |
| Комментарии: Приказ N 781 п. 2.2.6.3. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из: анализа произошедших аварий; свойств обращающихся опасных веществ; аппаратурного оформления и компоновочных решений блока; технологических параметров процесса; места возникновения аварии (помещение или открытое пространство). Краткое описание сценария включает в себя: наименование аварии, стадии ее развития, воздействие поражающих факторов на персонал, оборудование, здания и сооружения, окружающую среду (рекомендуемый образец краткого описания сценариев аварий приведен в Приложении №9 к настоящим Рекомендациям). Каждая авария может иметь несколько стадий развития и при определенных условиях может быть локализована или перейти на более высокий уровень (с большей степенью действия поражающих факторов). Для каждой стадии развития аварии устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В"). |
| Вопрос: 17-1. Чем характеризуется авария уровня "Б"? |
| А) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ населённого пункта. |
| Б) Характеризуется ее развитием в пределах одного опасного производственного объекта или его составляющей. |
| В) Характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия. |
| Г) Характеризуется ее выходом за пределы опасного производственного объекта или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия. |
| Комментарии: Приказ N 781 п. 2.2.6.3.На уровне "А" авария характеризуется ее развитием в пределах одного ОПО или его составляющей. На уровне "Б" авария характеризуется ее выходом за пределы ОПО или его составляющей и развитием ее в пределах границ предприятия. На уровне "В" авария характеризуется развитием и выходом ее поражающих факторов за пределы границ предприятия. Аварии уровня "В" в оперативной части ПЛА не рассматриваются. |
| Вопрос: 18-1. В каких случаях производится внеочередная проверка знаний Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах? |
| А) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. |
| Б) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается при внесении изменений в план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, при переводе работников организации на другое рабочее место в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора. |
| В) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только по предложениям территориальных органов Ростехнадзора. |
| Г) Внеочередная проверка знаний плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий предусматривается только при переводе работников организации на другое рабочее место и по предложениям территориальных органов Ростехнадзора. |
| Комментарии: Приказ N 781 п. 9.7. Внеочередная проверка знаний ПЛА предусматривается при внесении изменений в ПЛА, при переводе работников организации на другое рабочее место, в случае их неквалифицированных действий при проведении учебной тревоги, а также по предложениям территориальных органов Ростехнадзора. |
| Вопрос: 19-1. Куда передается оперативное сообщение об аварии или инциденте? |
| А)В страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте. |
| Б)В соответствующий орган прокуратуры. |
| В) В территориальный орган Ростехнадзора, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.). |
| Г) В вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых), а также в профсоюзную организацию. |
| Д) В орган местного самоуправления и в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации. |
| Е) Во все перечисленные организации. |
| Комментарии: Приказ N 480 п. 6. Организация (ее руководитель или лицо, его замещающее), эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: 1) передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно приложению №1 к настоящему Порядку, в: территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистернах, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.); вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); орган местного самоуправления; государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации; профсоюзную организацию; страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте; соответствующий орган прокуратуры; |
| Вопрос: 20-1. В течение какого срока должен быть составлен акт технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах? |
| А) 10 рабочих дней. |
| Б) 15 рабочих дней. |
| В) 20 рабочих дней. |
| Г) 30 рабочих дней. |
| Комментарии: Приказ № 480 п.14. Комиссия по техническому расследованию незамедлительно с даты подписания приказа приступает к работе и в течение 30 календарных дней составляет акт технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, гидротехническом сооружении, оформленный по рекомендуемому образцу согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, и готовит другие необходимые материалы, перечисленные в пункте 24 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Ростехнадзора от 15.08.2017 N 313) |
Билет № 1 Б 1.5 (март 2021 г.) Эксплуатация производств минеральных удобрений