Вопрос: 1-1. Какой документ, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, разрабатывается для эксплуатации опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? |
А) Технологический регламент на эксплуатацию. |
Б) Паспорт безопасности. |
В) Заключение экспертизы промышленной безопасности. |
Г) Экологический паспорт. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 69. Для ОПО МТТЖА разрабатываются технологический регламент на эксплуатацию, определяющий порядок организации надежного и безопасного ведения технологического процесса, который должен соответствовать проектным решениям, требованиям законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и о техническом регулировании. |
Вопрос: 2-1. Наличие каких из указанных разделов технологического регламента магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака не предусмотрено Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? |
А) Анализ опасности опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака. |
Б) Технические характеристики опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака, оборудования площадочных сооружений и свойства перекачиваемого продукта. |
В) Материальный баланс. |
Г) Паспортные характеристики технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 70. Технологический регламент МТТЖА должен включать следующие разделы: технические характеристики ОПО МТТЖА, оборудования площадочных сооружений и свойства перекачиваемого продукта; технологические режимы процесса транспортирования аммиака и схемы; порядок контроля за герметичностью (целостностью) трубопроводов и оборудования ОПО МТТЖА; порядок обнаружения утечек; порядок контроля и управления технологическим процессом; материальный баланс; нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов; порядок приема, сдачи и учета перекачиваемого аммиака; принципиальные и технологические схемы линейной части ОПО МТТЖА и площадочных сооружений (графическая часть); сжатый продольный профиль линейной части ОПО МТТЖА (графическая часть); перечень и характеристика наиболее опасных участков; паспортные характеристики технических устройств, применяемых на ОПО МТТЖА; возможные инциденты в работе и способы их ликвидации; перечень обязательных технологических и производственных инструкций по обеспечению безопасного ведения технологического процесса, технического обслуживания, а также действий работников в аварийных ситуациях и при инцидентах; раздел о безопасной эксплуатации производства. |
Вопрос: 3-1. Какие случаи пересмотра технологических регламентов указаны неверно? |
А) Изменение проектной документации. |
Б) Внесение изменений в документацию системы управления промышленной безопасностью. |
В) Изменение требований промышленной безопасности. |
Г) Изменение параметров технологического процесса. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 72. Технологический регламент должен быть разработан до ввода ОПО МТТЖА в эксплуатацию и пересматриваться в случае изменения проектной документации, требований промышленной безопасности, параметров ведения технологического процесса или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности. |
Вопрос: 4-1. В какие сроки эксплуатирующая организация обязана пересматривать инструкции по рабочим местам? |
А) Один раз в три года. |
Б) Ежегодно. |
В) Один раз в пять лет. |
Г) Сроки регламентируются внутренними документами организации. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 75. Инструкции по рабочим местам разрабатываются в соответствии с технологическим регламентом и пересматриваются один раз в пять лет, а также досрочно в случае внесения изменений в технологический регламент либо разработки нового, а также в соответствии с предписанием федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа об устранении нарушений обязательных требований. |
Вопрос: 5-1. С какой периодичностью осуществляется проверка продольного профиля линейной части магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? |
А) Один раз в год. |
Б) Один раз в два года. |
В) Один раз в три года. |
Г) При проведении плановых обследований в соответствии с проектной документацией/документацией. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 74. В центральном пункте управления должен находиться продольный профиль линейной части МТТЖА, оформленный в соответствии с исполнительной документацией, в котором указываются: Проверка продольного профиля должна производиться эксплуатирующей организацией при проведении плановых обследований в соответствии с проектной документацией/документацией. |
Вопрос: 6-1. Кто утверждает оптимальные маршруты следования персонала и техники к объектам и участкам аммиакопровода, разрабатываемые в территориальных подразделениях? |
А) Руководитель подразделения. |
Б) Главный механик подразделения. |
В) Главный инженер подразделения. |
Г) Руководитель, ответственный за локализацию и ликвидацию аварии. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 82. В территориальных подразделениях должны быть разработаны оптимальные маршруты следования персонала и техники к объектам и участкам ОПО МТТЖА, утверждаемые его руководителем. |
Вопрос: 7-1. Кто утверждает паспорта линейного участка подводного и мостового переходов аммиакопровода? |
А) Технический руководитель территориального подразделения магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака. |
Б) Руководитель эксплуатирующей организации. |
В) Главный инженер эксплуатирующей организации. |
Г) Руководитель технологической службы (службы эксплуатации) управления. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 85. Для линейных участков, подводных и мостовых переходов должны быть составлены и утверждены техническим руководителем территориального подразделения МТТЖА паспорта, а также инструкции, которыми следует руководствоваться при техническом обслуживании и ремонтах. В паспортах указываются сведения о разрешенных параметрах эксплуатации, перечень и технические характеристики элементов МТТЖА на данном участке (переходе, мосте), в том числе шаровые краны, обратные клапаны, количество ниток перехода, системы "труба в трубе", конструкция береговых устройств и мостов, а также инструкции, которыми следует руководствоваться при техническом обслуживании и ремонтах. |
Вопрос: 8-1. Система дренажной защиты должна быть создана: |
А) На всех участках распространения блуждающих токов. |
Б) На всех заболоченных участках вдоль трассы аммиакопровода. |
В) На всех участках, где после половодья возможно скопление паводковых вод. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 92. На всех участках распространения блуждающих токов и в местах пересечении МТТЖА с другими подземными сооружениями должна быть предусмотрена система дренажной защиты и система выравнивания их защитных потенциалов. |
Вопрос: 9-1. Допускается ли остановка работы станций электрохимической защиты от коррозии магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? Если да, то в каких целях и в каком порядке? |
А) Допускается для проведения ремонтов в порядке, установленном инструкциями. |
Б) Не допускается, система электрохимической защиты должна работать непрерывно. |
В) Допускается в порядке, установленном Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака. |
Г) Допускается по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 93. Система электрохимической защиты должна работать непрерывно. Допускается остановка работы станций электрохимической защиты для проведения ремонтов в соответствии с инструкциями, разработанными эксплуатирующей организацией на основании проектной документации/документации. |
Вопрос: 10-1. Какие документы должны быть оформлены на установки системы электрохимической защиты? |
А) Инструкции. |
Б) Паспорта. |
В) Декларации соответствия. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 95. На установки системы электрохимической защиты должны быть оформлены паспорта на основании технической документации изготовителей и исполнительной документации монтажной организации. |
Вопрос: 11-1. Какая минимальная длина труб и кабеля связи в аварийном запасе должна быть предусмотрена эксплуатирующей организацией? |
А) 0,1 % от протяженности трубопроводной части и кабеля. |
Б) 0,2 % от протяженности трубопроводной части и кабеля. |
В) 0,3 % от протяженности трубопроводной части и кабеля. |
Г) 0,5 % от протяженности трубопроводной части и кабеля. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 99. Для проведения аварийных и ремонтных работ должен быть предусмотрен аварийный запас труб и кабеля. Длина труб и кабеля в аварийном запасе должна быть не менее 0,2% от протяженности трубопроводной части и кабеля и не снижаться в процессе эксплуатации более чем на 30% предусмотренного аварийного запаса. Места и порядок хранения аварийного запаса должны быть определены в эксплуатационной документации. |
Вопрос: 12-1. Какой из перечисленных видов контроля, применяемого при техническом диагностировании линейной части магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака, указан неверно? |
А) Визуальный контроль. |
Б) Внешнее дефектоскопическое обследование с применением средств неразрушающего контроля. |
В) Внутритрубная дефектоскопия. |
Г) Оценка состояния изоляции. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 104. При техническом диагностировании линейной части МТТЖА применяются следующие виды контроля: внешнее дефектоскопическое обследование с применением средств неразрушающего контроля; внутритрубная дефектоскопия; оценка состояния изоляции. |
Вопрос: 13-1. Какое из указанных видов обследований площадочных сооружений опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака указано неверно? |
А) Полное техническое обследование в режиме выведения из эксплуатации. |
Б) Оценка фактического состояния строительных конструкций. |
В) Наружное обследование в режиме эксплуатации. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 105. Оценка состояния оборудования площадочных сооружений ОПО МТТЖА должна включать: наружное обследование в режиме эксплуатации; полное техническое обследование в режиме выведения из эксплуатации. |
Вопрос: 14-1. На сколько часов работы должно быть предусмотрено резервное питание центрального пункта управления в случае отключения от основного источника электропитания? |
А) На 2 часа. |
Б) На 3 часа. |
В) На 4 часа. |
Г) На 5 часов. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 113. Емкость аккумуляторных батарей для питания электроприемников в случае отключения основного источника электроснабжения должна обеспечивать непрерывную работу систем телеконтроля, телеуправления и автоматики в течение не менее 4 часов и не менее двух срабатываний арматуры на постах секционирования. |
Вопрос: 15-1. Каким требованиям должны соответствовать средства индивидуальной защиты персонала? |
А) Требованиям технического регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты». |
Б) Требованиям трудового законодательства. |
В) Требованиям Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака. |
Г) Требованиям, установленным службой производственного контроля организации. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 116. Средства индивидуальной защиты персонала должны соответствовать требованиям технического регламента "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 (опубликован в издании Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, |
Вопрос: 16-1. На основании каких документов могут проводиться мероприятия по консервации и ликвидации опасного производственного объекта магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? |
А) На основании документов, согласованных с Ростехнадзором. |
Б) На основании документации. |
В) На основании документации, на которую получено заключение экспертизы проектной документации. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 121. Технические мероприятия по консервации и ликвидации ОПО МТТЖА осуществляют в соответствии с документацией после регистрации положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на эту документацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности. |
Вопрос: 17-1. Выполнение каких действий по выводу опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака из консервации и ввода в эксплуатацию не предусмотрены Правилами безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов транспортирования жидкого аммиака? |
А) Получение разрешения Ростехнадзора. |
Б) Разработка рабочей программы мероприятий с указанием перечня работ, порядка и сроков их выполнения. |
В) Ревизия, проверка, опробование и испытание трубопроводов и оборудования. |
Г) Составление акта о вводе объекта в действие. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 126. Для вывода ОПО МТТЖА из консервации и ввода их в эксплуатацию разрабатывают рабочую программу мероприятий с указанием перечня работ, порядка и сроков их выполнения. 127. При выводе из консервации должны быть проведены ревизия, проверка, опробование и испытание трубопроводов и оборудования ОПО МТТЖА в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативных технических документов. 128. При выводе ОПО МТТЖА из консервации эксплуатирующая организация составляет акт о вводе объекта в действие с приложением перечня выполненных работ после пробной эксплуатации ОПО МТТЖА в течение 72 часов. |
Вопрос: 18-1. На каком максимальном расстоянии от оси аммиакопровода расположены населенные пункты, жители которых должны быть ознакомлены с опасными свойствами аммиака и простейшими методами защиты от него? |
А) До 1 км. |
Б) До 2 км. |
В) До 2,5 км. |
Г) До 3,5 км. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 145. Эксплуатирующая организация должна обеспечить ознакомление жителей населенных пунктов, расположенных на расстоянии до 2,5 км от МТТЖА, с опасными свойствами аммиака, простейшими методами защиты от него и порядком направления информации от населения о замеченных утечках аммиака или о присутствии его в воздухе. |
Вопрос: 19-1. Для реализации каких механизмов правового регулирования не предусмотрена необходимость проведения анализа опасностей технологических процессов и анализ риска аварий? |
А) Риск-менеджмента. |
Б) Производственного контроля. |
В) Обоснования безопасности. |
Г) Декларирования промышленной безопасности. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 150. Анализ опасностей технологических процессов и анализ риска аварий на ОПО МТТЖА являются частью декларирования промышленной безопасности, обоснования безопасности, риск-менеджмента и системы управления промышленной безопасностью ОПО МТТЖА. |
Вопрос: 20-1. Что не учитывается при проведении количественного анализа риска? |
А) Квалификация производственного персонала. |
Б) Давление в трубопроводе. |
В) Метеоусловия. |
Г) Параметры истечения аммиака. |
Д) Рельеф местности. |
Комментарии: ФНП № 466 п. 151. При проведении количественного анализа риска учитываются: свойства транспортируемого продукта; возможные отклонения технологических параметров от регламентных значений; конструктивно-технологические меры безопасности; возможные проявления внутренней и внешней коррозии; показатели механической безопасности (устойчивости к нагрузкам и воздействиям), надежности ОПО МТТЖА и технических устройств, применяемых на ОПО МТТЖА; внешние природные воздействия (землетрясения, оползни, состояние грунта, иные гидрометеорологические, сейсмические и геологические опасности); внешние антропогенные воздействия (в том числе от соседних объектов, пересечений с транспортными путями); воздействия возможных экологических последствий при строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО МТТЖА; поражающие факторы аварий (выброс опасных веществ, разрушение технических устройств, сооружений, токсическое поражение, разлет осколков, загрязнение окружающей среды), а также возможности нарушения плодородного почвенного слоя, растительного покрова при локализации аварий и ликвидации их последствий; влияния последствий аварий и инцидентов на ОПО МТТЖА на соседние производственные объекты, населенные пункты. Пример определения размера зон токсического поражения в зависимости от величины разрыва трубопровода и времени экспозиции для линейной части ОПО МТТЖА приведен в приложении N 2 к Правилам. |
Билет № 1 Б.2.9 (март 2021 г.) Магистральные трубопроводы для транспортировки жидкого аммиака